СЮЖЕТЫ
ПОРТРЕТЫ
Если есть фотографии, стоящие тысячи слов, то, вероятнее всего, преобладать среди таковых будут портреты. Вообще же фотографий людей за всю историю существования светописи сделано, наверное, столько же, сколько всех остальных вместе взятых, и, возможно, стремление запечатлеть себе подобных можно назвать главной причиной, почему люди берут в руки фотоаппарат.
Однако в большинстве своем те фотоснимки людей, которые мы делаем, едва ли тянут на гордое звание портретов - да и за этим ли мы гонимся, когда «щелкаем» наших родных и друзей за именинным столом, на пикнике, на экскурсии или на речке! Чтонам важнее в данном случае - техническое совершенство или сентиментальное воспоминание о счастливых мгновениях жизни? А возьмите влюбленного с фотоаппаратом - думает ли он о том, правильно ли установил выдержку, диафрагму, навел на резкость, когда говорит своей любезной: «Сейчас птичка вылетит»? Пусть хромает композиция, лицо в тени, резкости никакой - все равно он будет носить это фото в кармане у самого сердца!
Конечно же, и серьезная портретная фотография имеет порою те же цели, что и наши дружеские снимки; но главное для нее - запечатлеть не только физическое сходство, но и характер человека.
Какие объективы лучше всего подходят для съемки портретов?
Идеальный объектив - в частности, для съемок погрудного портрета - короткий телеобъектив с фокусным расстоянием 85-105 мм. Его выбирают главным образом потому, что сокращение перспективы, как правило, улучшает портрет. Глубина резкости при открытых диафрагмах также незначительна, так что фон «смазан» и не отвлекает от главного. Наиболее серьезные фотографы-портретисты используют аппараты с объективом 85, 100 или 105 мм при диафрагме f/1,8 или f/2. При этом то же фокусное расстояние равным образом может быть установлено и на зум-аппарате 70-210 мм, хотя максимальная диафрагма у зума обычно меньше.
Стандартный 50-мм объектив также хорош для снимков в полный рост и по-грудных, тогда как 28-мм и 35-мм ши-рокоугольник незаменим для снимков людей «в окружающей среде», которая подчас много может добавить к характеристике портретируемого.
Что нужно приготовить перед съемкой портрета, чтобы спокойно заниматься съемкой?
Вот вам золотое правило портретной съемки: будьте готовы! Прежде чем появится ваша модель, удостоверьтесь в том, что вы оснащены и готовы во всех отношениях. Решите, где будете фотографировать: в помещении или вне. Подумайте о реквизите, одежде, позах, позаботьтесь о том, чтобы зарядить аппарат той пленкой, которой нужно, установите фон и освещение.
Если все это готово, можете снимать сразу, как появится модель. Проявите ей максимум внимания; только тогда вы вправе рассчитывать на успех. А вот если вы заставите ее ждать, пока вы возитесь, вы только истреплете ей нервы, и она может просто уйти. Но даже если модель согласится сниматься, покорясь судьбе, вы, если заранее не подготовитесь, все равно будете действовать лихорадочно и наделаете ошибок: поставите не ту выдержку, не ту диафрагму, да мало ли что еще.
СВЕТ ИЗ ОКНА
Освещение из окна прекрасно подходит для портретной съемки с массой разнообразных эффектов.
Окна, выходящие на север, идеальны, когда вам нужно мягкое освещение, ибо любой проникающий в них свет — отраженный; для достижения лучших результатов снимайте, когда солнце яркое, но в слабой дымке. Окна, обращенные на юг, в определенные часы дня дают прямой свет, так что результаты вы можете получить самые разные. Идеален теплый свет предзакатных часов, бросающий на вашу модель привлекательные тени. Традиционный подход — сажайте вашу модель боком к окну так, чтобы одна половина лица оказалась освещенной, а другая - в тени. В хмурую погоду это создаст унылое настроение, но при более сильном свете получится резкий контраст, так что вам надо будет поставить напротив окна белый отражатель, отбрасывающий свет на затененный участок. Свет также можно смягчить, загородив окно листом кальки.
Можно посадить модель спиной к окну, сделав его фоном, а свет на лицо модели направлять при помощи отражателя. При тщательно замеренной экспозиции контрастирующий с моделью свет в окне окажется существенно переэкспонированным - это придаст снимку настроение.
1,
2,
3,
4,
5,
6,
7,
8,
9
|